Основная информация

Первое упоминание о храме появляется в рукописях Бржевновского монастыря в 1273 г., первоначально это был романский костел, предназначавшийся для немецкого купечества. Некоторое время на южной стороне возле костела был птичий рынок. Во второй половине 14 века костел перестраивают, появляется две башни, к костелу прилегает приходское хозяйство со школой и кладбищем.

В 1360 г. в храме проповедовал Ян Милич из Кромнержижа, поздней – Матей из Янова. Костел принадлежал лагерю приверженцев Яна Гуса. Костел был лютеранским в 16 веке , а после битвы на Белой Горе стал католическим. В 1635 г. бенедиктинцы из Эмаузского монастыря переселились в костел св. Микулаша (на их место в Эмаузы Фердинанд-III призвал испанских бенедиктинцев), при костеле был основан монастырь, так костел стал частью бенедиктинского монастыря.

В 1649-69 г. в храме проходила перестройка в стиле ренессанс,но в 1689 г. жуткий пожар нанес непоправимый ущерб храму. В1732-37 г. было принято решение о восстановлении храма, для этого пригласили представителя самой прославленной династии архитекторов чешского барокко К.И.Динценгофер (младшего), по проекту которого костел возводил десятник И.М.Фитц на средства бенедиктинского аббатства;
лепные украшения были сделаны Б.Спинетти с сотоварищами;баварский художник Д.Асама росписывал стены. По окончанию строительства в 1737 г. новый костел был освещен.


В 1786 г. монастырь был распущен, здания костела распродаются, магистрат покупает их для общественных нужд, после чего костел превращается в склад зерна и мебели. В 1868 г. костел стала арендовать русская православная церковь, в это время здесь служил в качестве регента З.Фибих, но в начале мировой войны костел снова переходит в руки католиков.

В 1920 г. костел становится главным храмом гуситской церкви, которой он принадлежит и сегодня.

Храм очень интересен своей архитектурой. Особенностью этой постройки, которую причисляют к одной из вершин творчества Динценгофера-младшего, является пластическое решение всего объема и интерьера с присущим ему эффектами светотени

Южный монументальный фасад с двумя башнями и порталом обращен в сторону Староместской площади. Пластическое убранство работы А.Брауна включает скульптурные образы святых и чешских покровителей, аллегории Старого и Нового завета, а также аллегории Веры, Надежды, Любви и Умеренности.

Между башнями можно увидеть купол с фонарем. Восточный фасад костела со стороны Парижской улицы был реконструирован, в нише нашла себе место псевдобарочная статуя патрона храма св. Николая (Микулаша) из песчаника.

В плане костел имеет греческий крест с прилегающим алтарным пространством. Пространство между рукавами креста занимают овальной формы (характерной для барокко) помещения, самостоятельно перекрытые и пластично соединенные с общим пространством балконами, проходами и другими элементами.

Своды подкупольного пространства расписаны картинами из жизни св. Николая и Бенедикта кисти Д.Асама. Ему же принадлежат фрески алтарного пространства и росписи капелл. Образы четырех евангелистов под куполом были переписаны в 1914 г. и обновлены в рамках реконструкции интерьеров.

На главном алтаре образ св. Николая работы К.Шпиллара 1917 г.

В центре помещения костела висит замечательная не только своей величиной, но и изяществом великолепная люстра с украшениями из хрусталя, изготовленная в Крконошских Гарраховских стекломастерских. Это подарок русского царя Николая местной православной церкви, которая здесь обитала в 19 веке. Люстра имеет форму русской императорской короны с соответствующими украшениями.

Во время рождественских праздников в костеле устраиваются выставки бетлемов и мини-ярмарки изделий народных промыслов.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв